kirscrb.ru
Многоканальный телефон:
8 (4752) 75-64-61
8 (47537) 2-03-63
8 (47551) 3-31-33
27
май
2019

Компьютерный зрительный сидром

С началом учебного года многих родителей волнует вопрос, готова ли зрительная система ребенка к новым нагрузкам. Кроме того, сегодня большинство детей не представляют своей жизни без современных гаджетов: компьютеров, ноутбуков, планшетов, сенсорных телефонов. Но технический прогресс имеет свою цену. Один из рисков – компьютерный зрительный синдром.

Компьютерный зрительный синдром – это новая форма глазной патологии, которая появилась в последние 15-20 лет. Это совокупность негативных ощущений, испытываемых пользователями компьютерных и сенсорных экранов. К сожалению, в настоящее время дети начинают знакомство с телевизионными, компьютерными и особенно сенсорными экранами в раннем возрасте, когда орган зрения и нервная система ребенка совершенно не готовы к подобным нагрузкам. Компьютерный зрительный синдром возникает после 4-5-часового периода применения ребенком компьютера или гаджета с сенсорным экраном (телефона, планшета).
 При взоре на монитор орган зрения ребенка испытывает повышенные нагрузки. Изображение на компьютере отличается от природных объектов:
– оно самосветящееся, а не возникающее в результате отраженного света;
– дискретное (состоит из светящихся точек);
– бликующее, мерцающее;
– не совпадающее с естественными цветами.
 Количество морганий ребенка перед компьютером или сенсорным экраном ниже естественного в три раза. В результате слеза быстрее испаряется, роговица становится пересушенной. На организм также негативно воздействуют и другие факторы: электромагнитные колебания, статическая поза.
 Ребенок может жаловаться на чувство инородного тела («песок в глазах»), резь, светобоязнь, слезотечение, нестабильность остроты зрения, покраснение глаз, головную боль в области лба и глазных яблок.
 Сначала дискомфорт носит временный характер и компенсируется отдыхом. При сохранении неблагоприятных факторов могут возникать заболевания глаз. Нагрузки на зрение в раннем возрасте могут привести к рано прогрессирующей миопии (близорукости) – сложному, тяжело поддающемуся коррекции заболеванию с опасностью осложнений.
 Зрительное утомление может быть связано с минимальными изменениями рефракции: наличием астигматизма, дальнозоркости, миопии. Непроходящий дискомфорт может свидетельствовать о синдроме сухого глаза, требующем специального лечения, а также в ряде случаев указывать на системные болезни (сахарный диабет, аутоимунные заболевания, патологии щитовидной железы).
 При напряженном взгляде на монитор снижается количество морганий. Поэтому один из способов устранить дискомфорт для глаз – специально почаще моргать. При моргании в толще века выделяется слеза, естественным образом увлажняющая роговицу.
 Существуют нормы допустимых зрительных нагрузок от экранов, разработанные на кафедре детской офтальмологии Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца: от 3 до 5 лет – до 10 мин в день, от 5 до 7 лет – до 20 мин в день, старше 7 лет – до 40 мин в день.
 Желательно как можно дольше не использовать сенсорные источники информации, особенно у детей с выявленными патологиями зрения, а также генетической предрасположенностью к ним. Заболевания, вызванные зрительными нагрузками, важно предотвратить, так как при них возможно только улучшение, но не полное излечение. А профилактика зависит только от родителей!
 Важно соблюдать правила организации рабочего места за компьютером для школьника.
– Расстояние от глаз до компьютера – 60-70 см.
– Центр экрана нужно расположить на 10 градусов ниже уровня глаз ребенка.
–Центральное освещение должно быть достаточным (300-500 люкс), также рекомендуется местное освещение в виде настольной лампы.
– Важно подобрать такое расположение экрана, при котором нет бликов.
– Для комфорта глаз необходима влажность воздуха в помещении не менее 50 %. Ее легко организовать возле стола ребенка с помощью небольшого увлажнителя воздуха.
  Во время работы за компьютером школьнику необходимо регулярно планировать перерывы по 10 минут: после работы в течение двух часов, и далее через каждые сорок минут.
  Во время перерыва научите Вашего ребенка делать гимнастику для глаз, мышц плечевого пояса и задних затылочных мышц. Подойдет любой комплекс профилактический упражнений. Главное – делать их!
 Своевременный визит к врачу поможет получить индивидуальные рекомендации по профилактике компьютерного зрительного синдрома и начать лечение, если уже необходимо. Детям дошкольного и школьного возраста важно посещать офтальмолога не реже одного раза в год. При генетической предрасположенности к миопии – два раза в год.
 

Cписок литературы


1. Бржеский, В. В. Роговично- конъюнктивальный ксероз (диагностика, клиника, лечение) / В. В. Бржеский, Е. Е. Сомов. СПб. : Сага, 2002. 142 с.
2.Сидоренко, Е. И. Компьютерный зрительный синдром / Е. И. Сидоренко, Е. Ю. Маркова, А. В. Матвеев // Российская педиатрическая офтальмология. 2009. № 2. С. 31–33.
3. Тарутта, Е. П. Возможности профилактики прогрессирующей и осложненной миопии в свете современных знаний о ее патогенезе // Вестник офтальмологии. 2006. № 1. С. 43–46.
                                                                                Отфальмолог Иванова Е.Н.